Собака знает более 1000 слов

Самый большой словарный запас из всех известных собак у бордер-колли по кличке Чейсер из американского города Спартанбург, штат Южная Каролина. Она знает больше тысячи названий предметов, что является прекрасным примером того, насколько умны собаки и может помочь объяснить, как дети обучаются языку.

Чейсер живет у психолога Джона У. Пилли, который в течение 30 лет преподавал в колледже Уоффорд. В 2004 году Джон У. Пилли вышел на пенсию. Решение провести эксперимент, в ходе которого он планировала определить максимальный объем слов, который способна запомнить собака, пришло после того, как Джон прочитал научный доклад о том, что в Германии владельцы бордер-колли по кличке Рико обучили своего питомца понимать двести слов, обозначающих названия игрушек. Джон У. Пилли сам разработал методику обучения собак и описал выводы, сделанные в ходе эксперимента в одном из журналов о поведении животных.

В 2004 году Джон У. Пилли купил щенка бордер-колли у местного заводчика и назвал его Чейсер. Каждый день в течение четырех-пяти часов он проводил занятия с собакой, в ходе которых показывал ей предмет и проговаривал его название 40 раз, потом прятал этот предмет и просил Чейсер найти, повторяя все время название. В день собака запоминала одно или два новых слова. Каждый месяц Джон проводил проверки, которые помогали закрепить изученный материал и не дать собаке забыть то, что она знает.

Бордер-колли относятся к группе рабочих собак, они славятся своей ловкостью и имеют высокую мотивацию. Бордер-колли были выведены для того, чтобы пасти овец, поэтому если у них нет работы, им требуется какое-нибудь другое занятие, иначе они будут умирать от скуки.

Чейсер оказалась прилежной ученицей. Она очень любит уроки и постоянно требует все больше новых заданий.

По словам Пилли, даже сейчас Чейсер требует, чтобы с ней занимались по четыре-пять часов в день, но Джону уже 82 года, поэтому ему требуются перерывы, чтобы он мог продолжать занятия с собакой.

Главной целью Пилли было установить, сможет ли он обучить Чейсер большему словарному запасу, чем приобрел Рико. Потребовалось множество предметов с различными физическими свойствами, которые можно было бы предложить распознавать собаке. Пилли не стал покупать обычные игрушки для собак, а закупил для своего эксперимента мешок детских игрушек, которые помогли увеличить словарный запас.

Все названия игрушек было сложно запомнить, поэтому он подписал каждую из них несмываемым маркер. За три года словарный запас Чейсер стал включать 800 названий видов животный, 116 видов шариков, 26 разнообразных летающих тарелок и попурри из пластмассовых изделий, типа пирамидок.

Дети способны запоминать десять новых слов в день, к тому моменту, когда они заканчивают школу, их словарный запас включает примерно 60000 слов. Чейсер изучает слова медленнее, поскольку для нее трудно запоминать каждый новый звук, так как он для нее ни с чем не связан, когда как дети способны запоминать слова в контексте, а это гораздо проще. К примеру, ножи, ложки и вилки обозначают одну группу предметов.

Пилли не знает, сколько слов способна запомнить Чейсер, потому что, когда она выучила 1000 слов, он устал обучать ее другим словам и перешел к более интересным темам, таким как грамматика.

Одним из вопросов, которые хотели узнать исследователи, обучавшие словам Рико, это то, что происходит у собаки в голове, когда ее просят принести тот или иной предмет. Интересно, когда собаке говоришь "принеси мячик", "принеси куклу", "принеси тарелку", она понимает, что "принеси" это отдельное слово, как это делают люди?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, Пилли обучал Чейсер трем действиям: потрогай, понюхай и принеси предмет. Затем он давал ей три игрушки, и с каждой она должна была проделать одно из этих действий в зависимости от команды, данной ей.

По словам Джона Пилли этот эксперимент доказал, что Чейсер понимает, что глагол имеет смысл.

1022 слова в словаре Чейсер обозначают имена собственные. Еще Пилли обнаружил, что Чейсер способна распознавать категории, то есть имена нарицательные. Она правильно выполняет команды "принеси тарелку" или "принеси мяч". Она также может пользоваться методом исключения, также как это делают дети. Если ее попросить принести игрушку, название которой она не знает, она не будет брать те, что ей знакомы, а возьмет ту, которую не знает.

Почти каждое взаимодействие между людьми и животными напоминает феномен Умного Ганса, немецкого коня, который в начале 20 века выстукивал копытом правильные решения несложных арифметических задач. Психолог Оскар Пфюнгст обнаружил, что Ганс мог показать правильный ответ, только в том случае, если тот, кто задавал вопрос, сам знал ответ на него. Затем он сказал, что лошади способны замечать малейшие движения головы и тела собеседника. Ганс, возможно, ощущал напряжение зрителей, когда начинал стучать копытом и чувствовал, как они расслабляются когда он доходил до последнего, завершающего удара, поэтому всегда знал, где надо остановиться.

Вероятно, люди слишком много ожидают от животных, особенно от собак, поэтому легко могут убедить себя, что животные способны выполнять человеческие подвиги, хотя многие вещи они делают интуитивно и неосознанно. Ученые знают об этом, поэтому понимают, что интерпретировать поведение животных очень сложно.

В журнале, рассказывающем о поведении животных, были описаны и другие эксперименты. К примеру, в одном из них исследователи пытались доказать, что собаки начинают зевать, когда видят как зевают люди, но не смогли доказать это. В другом - исследователи пытались показать, что собаки способны отличать рациональные действия от нелогичных.

Опасность феномена Умного Ганса особенно остро выражается с бордер-колли, потому что это пастушья собака и у них очень развито внимание. Собаки, которые игнорировали хозяина и овец, не получали продолжения рода, так как испытывали жесткое селективное давление.

По мнению эксперта по поведению собак Александра Горовица, проведя много времени с бордер колли, вы будете удивлены, как они могут замечать даже малейшие жесты человека.

Член исследовательской группы Джулиана Камински, проводившая тестирование Рико, была осведомлена о феномене Умного Ганса, поэтому она предложила собаке найти игрушки, которые находились в другой комнате, чтобы исключить роль экспериментатора в поведении собаки. Пилли в процессе тестирования Чейсер тоже предпринимал меры предосторожности.

Способ обучения Рико и Чейсер может иметь отношение к тому, как дети изучают язык, поскольку у детей запоминание происходит по тому же нейронному механизму. Эксперименты Пилли и Рида доказывают, что Чейсер приобрела ссылочное понимание существительных, что обычно связывают с детьми.

Значимость эксперимента, возможно, станет предметом споров. Чейсер учит слова за счет многократного повторения, а не так, как их учат дети. Собака понимает слова как имена собственные, а не как абстрактные понятия. Достижения Чейсер никак не являются шагом к изучению языка, так как собака может лишь сочетать слова-действия со словами-объектами. Шаг к синтаксису, по словам Камински, может показать, что изменение порядка слов, будет менять для Чейси смысл, который она им придает.

Пилли, говорит, что сейчас он работает над этим вопросом, и пытается преподавать собаке элементарные правила грамматики. Сейчас он не знает, как далеко сможет пойти. Его цель заключается в том, чтобы разработать методы, которые помогут обогатить общение между людьми и собаками. Пилли сказал, что он заинтересован в обучение Чейсер рудиментарному языку.

Сложно сейчас судить о том, все ли животные способны обучаться, и не являются ли случаи с Чейсер, Рико и другими животными, такими как серый попугай Алекс, уникальным явлением, и исследователям просто повезло найти особо умных животных.

По словам Пилли, большинство бордер-колли способны достичь уровня Чейсер. Главное, чтобы у людей хватило терпения обучать, как это сделал Джон Пилли. Горовиц с ним согласился. Чейсер и Рико не являются исключением, главная заслуга в этом тех людей, которые занимались с собаками.

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голоса (ов))

Ничего себе! А я слышал, что

Аватар пользователя LyoNyaLyam

Ничего себе! А я слышал, что только до 100 слов могут запоминать!!! Вот вам и пример обратного.

Ага я обалдел сам

Аватар пользователя Пётр71

Ага я обалдел сам

Это наверное, было сказано "в

Аватар пользователя karta

Это наверное, было сказано "в общем", но если с собакой очень часто заниматься, то можно добиться большего, особенно от таких умных пород, как бордер-колли.